Суббота, 06.10.2012, 09:00
Приветствую Вас Гость | RSS

КИР "ВятичЪ"

Каталог статей

Главная » Статьи » Русь - Одежда и быт

Текстиль из древнерусских курганов округи Звенигорода
Текстиль из древнерусских курганов Звенигорода

При археологических раскопках древнерусских курганов наряду с предметами погребального инвентаря изредка обнаруживаются остатки одежды, головных уборов и других текстильных предметов. Как правило, это лишь мелкие фрагменты, которые не дают полного представления об одежде в целом, но расширяют наши познания о прядении и ткачестве Древней Руси.

До последнего времени археологическому текстилю не всегда уделялось должное внимание. Считая текстильные находки обреченными на быстрое разрушение, археологи часто не фиксировали их документально, не указывали их точное местоположение в захоронении. В лучшем случае фрагменты текстиля брались как бы «в нагрузку» к ювелирным и прочим изделиям, которые всегда считались гораздо более значимыми, чем ткань.

Несмотря на это, образцы древнерусских тканей, попадающие в коллекции, еще в конце 1950-х гг. привлекли внимание некоторых исследователей. Тканям из курганов была посвящена фундаментальная работа М.Н. Левинсон-Нечаевой [1]. Технологию изготовления раннесредневековых шерстяных тканей на примере Новгорода изучал А. Нахлик [2]. Привозные шелковые ткани и золотое шитье из древнерусских погребальных комплексов стали объектом изучения для М.В. Фехнер [3].

Настоящая работа посвящена текстилю, найденному в разное время в четырех курганных группах в округе Звенигорода и, за редкими исключениями, долгие годы представлявшему именно «нагрузку», не исследованную и не введенную в научный оборот.

Корпус исследованных памятников

В 1940 г экспедиция Исторического факультета МГУ под руководством А.В. Арциховского исследовала группу из 38 курганов близ деревни Волково. Материалы из погребений поступили в музей Кафедры археологии и были обобщенно опубликованы Г.А. Авдусиной лишь в 1962 г. В опубликованном перечне предметов из захоронений о находке текстиля упомянуто лишь при описании кургана № 1 без уточнения местоположения находки в захоронении [4]. Тем не менее, как выяснилось, кафедра археологии МГУ располагает текстильными фрагментами из восьми курганов этой группы. Весь текстиль происходит из женских погребений за исключением одного фрагмента, найденного во вводном мужском погребении кургана № 1. Среди текстильных остатков имеются фрагменты клетчатых и узорных тканей, разнообразных лент и шнуров. Всего в коллекции из Волковских курганов выявлено 16 текстильных предметов. К сожалению, из-за их частичной депаспортизации некоторые предметы удалось отнести конкретным комплексам лишь предположительно, как, например, фрагменты клетчатых тканей из кургана №33.

Летом 1951 г. экспедицией Звенигородского историко-краеведческого музея под руководством А.В. Успенской был раскопан курган № 1 в Могильнике у деревни Клопово [5]. Курган содержал два погребения — основное мужское и вводное женское. В женском погребении на правом виске погребенной обнаружены фрагмент узорной шерстяной ленты и фрагменты ткани от головного убора. Фрагменты, законсервированные реставратором ГИМ Е.С. Видоновой, тогда же поступили в Звенигородский музей (КП 440/8,10).

В 1972 г. в неустановленном кургане близ дер. Горышкино при самодеятельных раскопках краеведов были найдены небольшие фрагменты текстиля — шерстяные нити (предположительно — остатки тканой ленты) и мельчайший фрагмент привозного шелка. Краеведы законсервировали фрагменты клеем типа БФ-6 в том виде, в каком их нашли (не расправляя и без очистки). Позже фрагменты поступили в Звенигородский музей (КП 6558/4) и до начала исследования представляли собой слипшийся комок скомканных нитей без определенной структуры. Мельчайший фрагмент шелка, прилипший к небольшому кусочку древесины, был законсервировал клеем вместе с ним [6].

В 1998 г. при спасательных раскопках 1-го Поречьевского курганного могильника С.З. Чернов [7] в разрушенном женском погребении кургана № 73 обнаружил фрагмент ткани с вытканным узором и фрагменты лент трех видов. Фрагменты вместе с другими предметами из могильника поступили в Звенигородский музей (КП 10615/24) и были законсервированы автором.

На данный момент перечень древнерусских памятников округи Звенигорода, содержавших текстиль, который удалось исследовать автору, ограничивается перечисленными могильниками. Ряд текстильных образцов из звенигородских курганов, которые пока изучить не удалось, имеется и в других музейных собраниях. Так, например, А.В. Успенская [8] упоминает о шерстяных лентах, входивших в состав головного убора из кургана № 5 могильника у деревни Иславское (раскопки Л.А. Евтюховой, 1924 г.) и поступивших в ГИМ (инв. № 56112).

В пределах упомянутых памятников текстильные предметы распределены следующим образом:

Волковские курганы (В)

В 1. Фрагмент шерстяной ткани саржевого переплетения (38х19 — здесь и далее размеры приводятся в мм; цифра после первой буквы названия курганного Могильника обозначает номер кургана).

В 11. Два фрагмента шерстяной ленты полотняного переплетения шириной около 20-25 мм (24х4, 25х15).

В 19. Фрагмент шерстяной ленты с геометрическим орнаментом шириной I8мм (14Ох18).

В 20. Фрагмент ленты из шерстяных и лубяных нитей шириной 20 мм (32х20).

В 28. Четыре фрагмента шерстяной ткани с орнаментом в виде геометрических фигур (49х40, 57х40, 30х27, 25х18); обрывки жгута из шерстяных нитей (максимальная длина 85 мм).

В 29. Пять фрагментов ткани в клетку, выполненной из шерстяных и лубяных волокон (85х83, 72х33, 47х25, 40х30, 32х23).

Инвентарь женского погребения в кургане ВЗ1 (1150-е — начало 1160-х гг.)

Рис. 1. Инвентарь женского погребения в кургане ВЗ1, позволяющий узко датировать комплекс и содержащиеся нем остатки тканей 1150-ми — началом 1160-х гг.

В З1. Пять фрагментов ткани в клетку выполненной из шерстяных и лубяных волокон (203х100, 56х50, 43х2б, 27х25, 28х14); фрагмент ленты из шерстяных и лубяных нитей шириной 8 мм (25х8); фрагмент ленты из шерстяных и лубяных нитей шириной 9 мм (48х9); два фрагмента ленты из шерстяных и лубяных нитей шириной 13 мм (65х13, 39х13).

В3З. Фрагменты двух различных тканей в клетку, выполненных из шерстяных и лубяных волокон (125х90, 96х75); фрагмент ленты из шерстяных II лубяных нитей шириной 10 мм (56<10); фрагмент ленты из сканых шерстяных нитей (50х14); фрагмент тонкого крученого шерстяного шнура длиной 48 мм.

Клоповские курганы (К)

К 1. Шерстяные нити основы ленты, выполненной из шерстяных и лубяных нитей (максимальная длина нитей — 72 мм, предполагаемая ширина ленты — 20-25 мм); фрагмент узорной ленты из шерстяных нитей (47х 17).

Горышкинские курганы (Г)

Г Фрагменты сканых шерстяных нитей (максимальная длина 52 мм); фрагмент шелковой ткани (6х8).

Поречьевские курганы (П)

П 73. Фрагмент шерстяной ткани с узором (72х60); фрагмент тканой ленты из шерстяных сканых нитей шириной 25 мм (45х25); фрагмент тканой ленты из шелковых нитей шириной 20 мм (5х2О); шерстяные нити основы ленты длиной 35-40 мм.

Хронология курганных комплексов

Разработанная Т.В. Равдиной и другими исследователями [9] хронология погребального обряда и инвентаря женских погребений в подмосковных курганах позволяет датировать большинство рассмотренных погребений, содержавших текстиль.

Отдельные комплексы, содержащие предметы, имеющие сравнительно узкие даты, можно датировать еще точнее, как, например, погребение в кургане В 31, в погребальном инвентаре которого (Рис. 1) имеются ячейковый перстень и трефовидная привеска, характерные для начала третьей четверти ХII в. [11]. В таблицу не включены три погребения, в которых отсутствуют четкие комплексы погребального инвентаря, прежде всего, вводное мужское погребение ХII—первой половины ХIII в. в кургане В 1, которое нельзя датировать по Т.В. Равдиной. Весьма приблизительна также дата разрушенного погребения в кургане П 73, которое на основании находки фрагмента семилопастного кольца раннего типа (небольшой размер, скругленные лопасти, нет бокового колечка, первый орнамент щитка) можно отнести ко времени не ранее конца ХI в. и не позднее первой половины ХII в. Для ткани из Самодеятельных раскопок кургана у Горышкино можно лишь констатировать, что она относится к домонгольскому времени.

Таблица 1. Датировка курганных комплексов с остатками тканей из округи Звенигорода по погребальному инвентарю

Типология текстиля и технология его изготовления

Все перечисленные Текстильные фрагменты были очищены, законсервированы и приведены в экспозиционный вид, исследована природа и структура волокон, технология прядения и ткачества, определены первоначальные цвета нитей. Всего исследовано 24 предмета из которых семь — ткани, 11 — ленты, три — нити основы ткани или ленты, фрагмент шелковой ткани или ленты, фрагмент тонкого крученого шнура, обрывки жгута из шерстяных нитей [12]. Все исследованные материалы за исключением двух мелких шелковых фрагментов являются изделиями домашнего производства. Однотонные, пестротканые клетчатые и узорные ткани выполнены на простом ткацком станке. Разнообразные по узору ленты выполнены на бердечке или специальных деревянных дощечках. Для изготовления тканей и лент использовались нити из шерстяных и лубяных волокон.

Ткани

Ткань саржевого переплетения. Единственный небольшой фрагмент ткани саржевого переплетения (переплетение — саржа 2х2) происходит из мужского погребения в кургане В 1. Шерстяные нити Z-крутки окрашены растительными красителями в зеленоватый цвет. Плотность набивки по основе 12 н/см, плотность набивки по утку — 7-8 н/см. Известно, что в позднем средневековье шерстяные саржевые ткани чаще всего использовалась для пошива верхней одежды. В документах XVI—XIX вв. они имеют название стамеды (от лат. snamen — ткацкая основа; нем. — snamet, фр. — estamet, итал. — stameto) [13]. По В. Далю, «стамедъ — шерстяная, косонитная ткань».

Реконструкция клетчатых тканей из Волковского курганного могильника

Рис. 2. Реконструкция клетчатых тканей из Волковского курганного могильника.

Клетчатые ткани. Фрагменты из трех курганов близ деревни Волково относятся к тканям, изготовленным из лубяных и окрашенных в разные цвета шерстяных нитей. Ткани имеют полотняное переплетение. Нити разных цветов чередовались определенным образом по основе и по утку, образуя яркие красивые узоры в клетку (Рис. 2). Подобные фрагменты являются нередкой находкой в курганах Московской, Владимирской, Смоленской и Калужской областей и в культурном слое Новгорода Великого [14]. Лубяные нити в тканях обычно полностью истлевают, и на их месте образуются просветы. Из-за этого подобные ткани долгое время назывались «ажурными». Так, В.К. Клейн считал, что такие ткани служат примером специальной техники, при которой ажурные просветы выполнялись в процессе тканья [15]. Впервые предположение, что «ажурные» ткани первоначально были плотными, но из-за длительного пребывания в грунте на месте растительных волокон образовывались просветы, высказала М.Я. Левинсон-Нечаева, обоснован эту точку зрения этнографическими и экспериментальными данными [16]. В частности, известно, что при изготовлении клетчатых тканей для понев в ХIХ-ХХ вв. нередко использовались темные шерстяные нити в сочетании с белыми льняными [17].

Ткань из кургана В 29 была выполнена из шерстяных нитей с Z-круткой, окрашенных в синий цвет, и лубяных нитей. Ритм полос по основе и утку — 10 синих, пропуск (лубяные нити), две синих, пропуск, две синих. Переплетение полотняное. Предполагаемая плотность набивки по основе — 13-14 н/см, по утку — 10-12 н/см.

Ткань из кургана В 31 была выполнена из шерстяных нитей с Z-круткой и лубяных нитей. Шерстяные нити окрашены в разные цвета. Ритм полос по основе и утку — две красноватые нити, три темные, две красноватые, пропуск (утрата двух лубяных нитей), две темные, пропуск, две темные, пропуск, две темные, три красноватые, две темные, пропуск, две темные, пропуск, две темные, пропуск. Предполагаемая плотность набивки по основе — 10-11 н/см, по утку — 8-9 н/см.

Ткань 1 из кургана В 33 была выполнена из шерстяных нитей с Z-круткой и лубяных нитей. Шерстяные нити окрашены в разные цвета. Ритм полос по основе и утку — две красноватых нити, четыре светлых, две красноватых, пропуск (утрата двух лубяных нитей), две синих, пропуск, две синих, две синих, четыре красноватых, две синих, пропуск, две синих, пропуск, две синих, пропуск. Предполагаемая плотность набивки по основе — 10-11 н/см по утку — 8-9 н/см. На ткани наблюдаются следы окислов меди.

Ткань 2 из кургана В3З была выполнена из шерстяных нитей Z-круткой и лубяных нитей. Шерстяные нити окрашены в разные цвета. Ритм полос по основе и утку — синяя нить, светлая, синяя, светлая, две красноватых, светлая, синяя, светлая, синяя, пропуск (утрата двух лубяных нитей), светлая, синяя, пропуск, светлая, две синих, светлая, две красноватых, светлая, две синих, светлая, пропуск, светлая, синяя, пропуск, Предполагаемая плотность набивки по основе — 13-14 н/см, по утку — 11-12 н/см.

Узорные ткани. две группы фрагментов имеют вытканные узоры. Основной фон таких тканей имеет полотняное переплетение, для выполнения узора использовались дополнительные челноки. В частности, для ткани с непрерывным орнаментом используется дополнительный челнок с нитью другого цвета, прокидка которого идет непрерывно по всей ширине ткани. Если же ткань имеет узор, как бы «разбросанный» по ее поверхности, то для каждого узора используется свой дополнительный челнок с оборотной стороны таких тканей видно, что прокидка дополнительных уточных нитей идет лишь в пределах узора.

Ткань из кургана В 28 имеет геометрический узор в виде двух треугольников, соединенных вершинами в «бантик», узор разбросан по полотняной поверхности ткани. Основная поверхность ткани — синего цвета. Узор выткан отдельными челноками с нитью красного цвета. Основа и уток — шерстяные нити с S-круткой. Плотность набивки по основе — 14 н/см, по утку — 7-8 н/см.

Фрагмент шерстяной ткани из кургана П 73 имеет непрерывный узор из двух рядов орнамента «городки». Фоном ткани является полотняная поверхность из нитей синего цвета. Основа и уток — шерстяные нити с S-круткой. Плотность набивки по основе — 14-15 н/см, по утку — 8-9 н/см. Узор выткан цветными шерстяными нитями отдельным челноком, причем верхний ряд выполнен толстой крученой нитью желтовато-красного цвета, а нижний ряд — двумя тонкими нитями, окрашенными в ярко-красный цвет. На ткани наблюдаются следы окислов меди.

Описанные приемы в ткачестве раннего средневековья применялись довольно часто. Подобные фрагменты ткани являются нередкой находкой курганах Московской и Смоленской областей [18].

Ленты

Ширина изученных лент в отдельных случаях достигает 20-25 мм, но большинство имеет ширину не более 13 мм. Для лент характерно разнообразие как по технике исполнения и использованию различных материалов (шерстяные и лубяные нити), так и по орнаментации. Нередко при изготовлении использовались не только обычные пряденые одинарные или скрученные нити, но и нити более сложной структуры, в частности нити, скрученные из трех-четырех пряденых нитей, а также так называемые сканые [19].

Ленты изготавливались на бердечке или деревянных дощечках. Использование нитей различных цветов, их чередование, применение дополнительного утка позволяло создавать ленты с разнообразными мотивами, а совместное использование нитей с различными и кручения придавало изделиям дополнительные художественные эффекты.

Шерстяные ленты. Три ленты из шерстяных нитей выполнены на бердечке.

Лента из кургана В 11 имеет полотняное переплетение. Примерная ширина ленты — 20-25 мм. Для ее изготовления использованы шерстяные и с круткой 2ZS. Нити основы за исключением четырех кромочных нитей, попарно с каждой стороны, — темно-коричневого цвета. Кромочные нити и нити утка — красные. Плотность набивки по основе — 11 н/см, по утку — 7-8 н/см.

Лента из кургана В 3З также имеет полотняное переплетение, выполнена нитей, окрашенных в красный цвет. Ширина ленты не определяется. Нити основы и утка — сканые Z-круткой из трех нитей, каждая из которых скручена круткой S из двух пряденых нитей с Z-круткой. Плотность нитей по основе 10-11 н/см, по утку — 5 н/см.

Лента из кургана П 7З. Имеет полотняное переплетение, ширина ленты 25 мм. Нити основы и утка — сканые Z-круткой из трех нитей, каждая из которых скручена круткой S из двух пряденых нитей с Z-круткой. Все нити окрашены синий цвет. Плотность набивки по основе — 20 н/см, по утку — 7 н/см.

Лента из кургана К 1 выполнена на деревянных дощечках с четырьмя отверстиями. Ширина ленты — 17 мм. Использованы шерстяные нити красного и синего цветов. Основа ленты — темные нити и кромочные красные нити (по 1 каждой стороны). Уток красный. Узор (двойной красный пунктир, расположенный в шахматном порядке) выполнен на простом ремизном устройстве.

Ленты из шерстяных и лубяных нитей. Представлены пятью экземплярами.

Лента из кургана В 19. Ширина — 17-18 мм. Основа ленты — пряденые шерстяные нити двух цветов с Z-круткой. Кромочные нити красного цвета располагаются по две с каждой стороны, центральные нити, образующие — темные. В основе использовались и лубяные нити, о чем свидетельствуют незакрепленные нити утка. Лубяная и шерстяная нити чередовались. Уток — две шерстяные пряденые нити темного цвета с Z-круткой, нескрученные между собой. Плотность набивки по утку — 8 н/см. Узор (ромбы и косые кресты) выполнен на простом ремизном устройстве, кромки — на двух деревянных дощечках.

Лента 1 из кургана В 31 шириной 9 мм выполнена на бердечке. Основа ленты состояла из четырех пряденых шерстяных нитей темного цвета с Z-круткой, пряденых кромочных нитей из шерсти красного цвета (по две с каждого края) с S-круткой и примерно десяти лубяных нитей (утрачены). В одной части фрагмента утком является толстая шерстяная нить красного цвета с S-круткой, в другой части уток состоит из двух параллельных нитей с различной круткой (красная 8 и темная ). Плотность набивки по утку — 4-5 н/см, плотность по основе не определяется, Узор — продольные полоски. Лента выполнена на бердечке, кромки — на двух деревянных дощечках.

Лента 2 из кургана В 31 шириной 7-8 мм близка предыдущей. Она выполнена на бердечке. Основа также состояла из четырех пряденых шерстяных нитей темного цвета с 2-круткой, кромочных нитей из шерсти красного цвета (по две с каждого края) с S-круткой и примерно шести лубяных нитей (утрачены). В отличие от предыдущей ленты уточная нить красного цвета здесь сканая и скручена Z-круткой из двух пряденых нитей с S-круткой. Плотность набивки по утку — 6-7 н/см, плотность по основе не определяется. Узор — продольные полоски. Лента выполнена на бердечке, кромки — на двух деревянных дощечках.

Лента 3 из кургана В 31 шириной 12 мм. Основа — пряденью шерстяные нити двух цветов с Z-круткой. Кромочные нити темного цвета располагаются по две с каждой стороны, центральные нити имеют красный цвет. Всего сохранилось 12 шерстяных нитей, лубяные нити основы (предположительно, семь) утрачены. Уток — две параллельные шерстяные нити темного цвета с Z-круткой. Плотность набивки по утку — 5 н/см. плотность по основе не определяется. Лента выполнена на бердечке, кромки — на двух деревянных дощечках, узор (ромбы) — на простом ремизном устройстве.

Лента из кургана В 33 шириной около 10 мм. Основа состояла из несохранившихся лубяных нитей и шерстяных кромочных нитей (по четыре с каждой стороны), имеющих - Z-круткой. Уточная нить — шерстяная с Z-круткой. Переплетение кромок выполнено при помощи деревянных дощечек с четырьмя отверстиями. Система переплетения нитей основы в середине ленты не определяется. Возможно, что лента была полностью выполнена на деревянных дощечках. Плотность набивки по утку — 5-6 н/см.

Многослойная лента из шерстяных и лубяных нитей. Представлена в единственном экземпляре.

Лента из кургана В 20 шириной 20 мм. Переплетение многослойное, состоящее из шерстяного и несохранившегося лубяного утков (на существование последнего указывают слишком длинные протяжки шерстяной основы) и двух основных настилов, в силу чего лента была сравнительно толстой и негибкой. Основа — сканые шерстяные нити темного цвета (две пряденые нити с Z-круткой скручены S-круткой) и лубяные нити, которые не сохранились. На последнее указывают незакрепленные нити утка. Шерстяная уточная нить — темного цвета с S-круткой. Узор (не реконструируется) выполнен на простом ремизном устройстве, кромки — на двух деревянных дощечках. Плотность набивки не определяется.

Шелковая лента. Представлена в единственном экземпляре.

Лента из кургана П 1 шириной 20 мм, сотканная из светлых (возможно неокрашенных) шелковых нитей. Переплетение полотняное. Нити основы и утка имеют S-крутку). Плотность набивки по основе — 45 н/см, по утку — 40 н/см. Здесь же упомянем мелкий фрагмент шелковой ленты или ткани полотняного плетения из кургана в Горыишкино с приблизительно такой же плотностью набивки. Известно, что шелковые изделия в древней Руси являлись исключительно предметом импорта [20].

Текстильные изделия, от которых сохранились нити одного направления

В двух погребениях встречены шерстяные нити, расположенные в одном направлении и имеющие следы изгибов. Это остатки тканых изделий, у которых в качестве основы использованы только шерстяные нити, а в качестве утка — только лубяные нити. Лубяные нити истлели, а шерстяные сохранились.

Курган К 1. В женском погребении на правом виске погребенной, кроме фрагмента узорной шерстяной ленты, были обнаружены текстильные фрагменты, которые А.В. Успенская интерпретировала как ткань от головного убора[21]. Эти фрагменты представляют собой отдельные нити основы (или утка), расположенные в одном направлении, на которых сохранились следы изгибов-деформаций от истлевших нитей утка. Нити имеют красноватый оттенок. Проведенное исследование показало, что это не ткань, а остатки ленты с основой из 22-24 шерстяных нитей и лубяным утком. Первоначальная ширина — около 20 мм.

Курган П 73. В погребении найдены окрашенные в синий и красный цвет шерстяные нити основы, по-видимому, ленты, выполненной на деревянных дощечках, на что указывают характерные деформации нитей. Длина их составляет 35-40 мм. Нити утка из лубяных волокон истлели. Первоначально лента имела продольные красные и синие полоски.

Курган Г. Сохранились шерстяные нити разной длины (максимальная 52 мм), сканые Z-круткой из трех нитей, каждая из которых скручена S-круткой из пряденых нитей Z-круткой. Судя по применению сканой нити, изделие до разрушения также могло быть лентой.

И.И. Лебедева, исследуя технику изготовления поясков и лент у населения Верхнего Поочья и верховьев Десны в начале ХХ в.[22] Отметила, что при этом почти всегда использовался льняной уток при шерстяной основе. Изучение трех вышеописанных фрагментов, у которых сохранились лишь нити одного направления позволяет уверенно считать их остатками лент.

Прочие изделия

Жгут из кургана В 28. В погребении найдены обрывки жгута, скрученного S-круткой из 12 темных шерстяных нитей. Нити невысокого качества неравномерно скручены Z-круткой, их толщина колеблется 0,7 до 1,0 мм.

Шнур из кургана В 3З. В погребении найден фрагмент тонкого крученого шерстяного шнура длиной 48 мм. Шнур скручен S-круткой из двух темных шерстяных пряденых нитей с Z-круткой.

Красители

Исследование коллекции показало, что крашение текстильных материалов в ХII-ХVII вв. было разнообразным по технологии и применяемым красителям. Хроматографический анализ отдельных нитей, взятых из имеющихся фрагментов текстиля, выполнялся по методу Кононова-Федорович[23]. Согласно результатам анализа, для окрашивания волокон в различные красные оттенки использовались корни марены. Оттенки желтого и зеленого получались при помощи растений, содержащих флавоноиды. Реакция на диметилформамид показала, что в синий цвет нити окрашивались индиго, выделенным из индийской индигоноски (Indigofera tinctoria).

Заключение

Все образцы за исключением одного фрагмента ткани найдены в женских погребениях. Большую часть образцов составляют разнообразные ленты. Можно предположить, что основная ткань, из которой шилась женская одежда, выполнялась из льняных или конопляных волокон, не сохраняющихся в грунте. Ленты являлись декоративными элементами такой одежды. Некоторые ленты могли служить поясами.

Местоположение фрагментов клетчатых и узорных тканей в большинстве захоронений не документировано, но на некоторых фрагментах имеются окислы от металлических предметов. Пятна окислов во многих случаях имеют форму, напоминающую семилопастные височные кольца. Микроскопическое исследование этих тканей показало, что они выполнены из очень качественных, хорошо скрученных шерстяных нитей, окрашенных в яркие цвета. Ткани плотные, но сравнительно тонкие и имеют небольшие раппорты. Скорее всего, найденные фрагменты клетчатых и узорных тканей являются остатками простейших головных уборов типа платка или убруса.

К сожалению, исследованный материал пока не позволяет конкретизировать эти предварительные заключения, для окончательного подтверждения которых требуется представительная серия хорошо документированных погребальных комплексов с хорошо известным положением каждого отдельного фрагмента в захоронении.

Окрашивание нитей в различные цвета лишний раз подтверждает существование в древней Руси развитых торговых связей. Во многих образцах присутствуют нити, окрашенные в насыщенный синий цвет Такой цвет может дать лишь индиго — краситель, выделенный из листьев индигоноски красильной, которая произрастает лишь в Юго-Восточной Азии. другие индигоносные растения, такие как вайда (Isatis tinсогiа) или горец красильный (Polygonum tinctorium), произрастают намного севернее, но могут окрасить волокна лишь в светлые, «пастельные» тона [24]. Процесс окрашивания волокон индиго достаточно сложен и трудоемок и в средние века выполнялся в различных странах в специализированных красильных центрах. Не исключено, что такие центры, работавшие на привозном красителе, существовали и в древней Руси [25].

Некоторые образцы включают волокна, окрашенные в яркие красные и бордовые цвета. Они были окрашены с использованием корней марены, которая также не произрастала на территории древней Руси. Ближайшими ареалами распространения марены являлись Кавказ и Прикаспийская низменность, откуда ее высушенные корни и могли импортироваться.

В заключение отметим, что в то время, когда настоящая работа уже была закончена, в распоряжении автора оказался ряд текстильных находок из самодеятельных, но достаточно документированных раскопок Горышкинских и других курганов округи Звенигорода. В настоящее время проводится их консервация, за которой последуют детальное изучение и реконструкция [26].

Автор: Елкина И.И.

Источник: Звенигородская земля. История, археология, краеведение. Материалы научной конференции. Звенигород, 2001. С. 10-20.




Источник: http://behistory.ru/article/29/
Категория: Русь - Одежда и быт | Добавил: Delver (01.09.2011)
Просмотров: 60 | Теги: ткань Русь, понёва | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0  
1 Mande   (11.01.2012 03:16)
Halelluajh! I needed this-you're my savior.

Имя *:
Email:
Код *:
Группы клуба ВКонтакте
  • Статистика
    Яндекс цитирования